Если в 2017 году в России велось строительство 1,8 млн кв. м апартаментов, сосредоточенных в Москве и Санкт-Петербурге, то по итогам третьего квартала 2023 года эта цифра достигла 4,3 млн кв. м, а география проектов заметно расширилась, сообщается в пресс-релизе компании Nikoliers.

На данный момент в общем объеме строящихся апартаментов превалирующую долю все еще занимают Москва (1,58 млн кв. м, или 34%) и Санкт-Петербург (645 тыс. кв. м, или 15%). Но апартаменты набирают популярность и в других частях страны: в настоящее время проекты данного формата строится в более чем 20 регионах, причем объем строящихся площадей вне двух столиц с 2017 года увеличился в восемь раз и сейчас составляет более 2 млн кв. м.

Ключевой зоной, аккумулирующей предложение, является Черноморское побережье (1,12 млн кв. м или 26%). В топ-10 регионов входят примыкающие к мегаполисам Московская и Ленинградская области, а также Новосибирская, Свердловская, Челябинская, Калининградская области и Республика Башкортостан.

«Вектор развития апартаментов зависит от особенностей региона и потребностей покупателей. Чаще всего апартаменты выступают альтернативой жилой недвижимости. Проекты «псевдожилья» строятся как «доступные метры» в востребованных локациях и «премиальные метры» с интегрированной сервисной функцией. Особенно распространены подобные проекты на территории Москвы и Московской области, а также в активно развивающихся городах-миллионниках. Это связано с высоким уровнем спроса на недвижимость для жизни, — комментирует Алина Базаева, руководитель департамента исследований Nikoliers в Санкт-Петербурге. — Еще одним трендом последних лет являются рекреационные проекты, которые располагаются вблизи морей, набережных, зеленых массивов. Очевидный лидер в данном направлении — Черноморское побережье. Точечные предложения также появляются на территории Калининградской области, в рекреационных зонах близ крупных городов, а также в составе туристических кластеров – например, в республиках СКФО и Иркутской области».

По словам Алины Базаевой, на фоне роста спроса на бюджетное размещение в городах-миллионниках апарт-отели приобретают все большую актуальность. Интерес девелоперов и управляющих компаний к крупным региональным рынкам чаще всего связан с недостатком и устареванием номерного фонда гостиниц средней ценовой категории, что стало особенно заметно на фоне роста внутреннего туризма.

«В целом рынок стремится к развитию, поскольку из-за сложностей с путешествиями за рубеж возник спрос на качественный отдых внутри страны. Когда первые проекты доходных апартаментов (будущих апарт-отелей) начали выходить на рынок, к ним относились с некоторой опаской и зачастую покупали для самостоятельной сдачи в аренду. Но в настоящее время и сам продукт, и качество управляющих компаний достигли такого высокого уровня, что все больше инвесторов рассматривают сервисные апартаменты как альтернативу другой коммерческой недвижимости и инструмент для получения пассивного и стабильного дохода», — отмечает эксперт.